изготовление и монтаж
противотаранного
оборудования

Шлагбаумы: назначение, виды и особенности

Противотаранный выдвижной шлагбаум ВПШ-L

Шлагбаум – устройство, предназначенное для ограничения или регулирования проезда транспортных средств на определенную территорию. Используются для контроля въезда и выезда на КПП, для предотвращения несанкционированного проезда автомобилей на охраняемую территорию, паркинг, платную автодорогу и т.д. Общие технические требования, методы испытаний определены в ГОСТ Р 51241-2008. Производители шлагбаумов в России предлагают различные конструкции и их модификации для обеспечения безопасности как самих транспортных средств, так и объектов, на которых устройства установлены. Рассмотрим подробнее, где применяются шлагбаумы, какие есть разновидности, на какие технические характеристики нужно обратить внимание при выборе.

Сфера применения

Шлагбаумы нашли применение в следующих сферах:

  • Ограничение проезда на охраняемые территории объектов критической инфраструктуры, городских администраций, воинских частей и т.д.
  • Ограничение проезда на территории муниципальных объектов – больниц, школ, университетов и пр.
  • Регулирование въезда и выезда на охраняемые паркинги (открытые, закрытые) на территории ЖК, платные паркинги, в т.ч. на территории автовокзалов, ж/д вокзалов, аэропортов, гостиниц.
  • Обеспечение безопасного проезда регулируемых ж/д переездов.
  • Регулирование въезда на платные автодороги и др.

Конструкция шлагбаума

Что такое шлагбаум в плане конструкции? Это стационарное устройство, состоящее из тумбы, неподвижной опоры и стрелы, приводящейся в движение посредством привода, как правило, электромеханического. В технической документации тумба и неподвижная опора иногда обозначаются как основная и приемная стойки.

Дополнительно шлагбаумы комплектуются светофором, проблесковым маячком, фотоэлементами безопасности, радиоприемником и радиопередатчиком для управления посредством радиобрелока, системой электроподогрева.

В типовом исполнении управление автоматическим шлагбаумом осуществляется посредством пульта управления на посту охраны, выносного пульта управления. Шлагбаум может управляться и в полностью в автоматическом режиме без участия человека – например, на ж/д переездах при срабатывании сигнализации, когда состав находится на определенном расстоянии, и нужно перекрыть переезд в целях безопасности.

Основные характеристики

К основным техническим характеристикам шлагбаумов относится следующее:

  • Длина стрелы – длина подвижной балки, влияющая на ширину перекрываемого проезда.
  • Высота нижней плоскости стрелы над уровнем дорожного покрытия – определяет возможность остановки транспортных средств с высоким клиренсом, грузовых автомобилей.
  • Угол подъема стрелы – на какой угол подъемный шлагбаум может перемещать балку; при 90 градусах обеспечивается беспрепятственный проезд грузовиков, автобусов, транспортных средств, перевозящих негабаритные грузы.
  • Время подъема-опускания или скорость перемещения балки (для автоматического выдвижного шлагбаума) – время, за которое проезд будет полностью разблокирован или полностью заблокирован (положение «открыто» и «закрыто»).
  • Тип привода – электромеханический, гидравлический.
  • Интенсивность работы – количество циклов, выполняемых в 1 час. Показатель тесно связан с интенсивностью потока автотранспорта, въезжающего на территорию или выезжающего из нее.
  • Мощность привода и мощность замка – показатели влияют на скорость подъема и опускания, силу удержания балки.
  • Максимально удерживаемая энергия удара (для противотаранных шлагбаумов) – энергия, которую может удержать шлагбаум, в т.ч. с частичной или полной потерей работоспособности, для остановки транспортного средства при таране. Соответствует ТС определенной массы, двигающегося при заданной скорости.

К другим характеристикам можно отнести мощность электроподогрева, массу конструкции, диапазон рабочих температур.

Разновидности

Электрошлагбаумы в основном классифицируют по направлению перемещения стрелы:

  • Горизонтальный шлагбаум. Модели с поворотной или выдвижной стрелой. В первом случае требуется место перед или за проездом для перемещения балки, а для выдвижных – достаточное пространство для перемещения балки в сторону от проезда. При этом выдвижные шлагбаумы при наличии промежуточной стойки могут перекрывать значительную ширину проезда – вплоть до 10-12 м. Также есть шлагбаумы с горизонтально поднимаемой и опускаемой балкой.
  • Вертикальный. Стрела поднимается вверх. Не требуется дополнительное пространство для перемещения балки, поэтому такие шлагбаумы устанавливают там, где невозможна эксплуатация горизонтальных моделей.
  • Барьер (комплекс). Представляет собой сочетание вертикального или выдвижного горизонтального шлагбаума и дорожно-заградительной установки в виде силового ножа, монтируемого в дорожное полотно.

Возможна классификация по назначению: обычные, используемые для большинства паркингов, коммерческих объектов, и противотаранные, выдерживающие удары значительной силы. Вторые нашли применение для защиты территории от террористических атак, несанкционированного проезда транспортных средств на стратегические важные объекты.

Балка автоматического шлагбаума может изготавливаться из алюминиевых и стальных сплавов. Первые отличаются малым весом, относительной прочностью, и применяются для шлагбаумов общего назначения. Балка из упрочненной стали устанавливается на шлагбаумах противотаранных. Для увеличения противотаранных свойств внутри балки могут располагаться троссовые системы.

Стрела может иметь различную форму – прямоугольную (наиболее распространенный вариант), круглую, овальную. Для противотаранных шлагбаумов толщина металла балки и количество тросов (если они присутствуют в конструкции балки) рассчитывается таким образом, чтобы балка при ударе  могла остановить транспортное средство. Полная остановка автотранспорта при таране достигается за счет:

  • разрушения при ударе подвески грузовика, моторного отсека;
  • разрушения моторного отсека, кабины легкового автомобиля.

Монтаж шлагбаумов

Монтаж промышленных шлагбаумов осуществляется в несколько этапов:

  1. Рытье котлованов для основной и приемной стоек.
  2. Устройство шурфов в дорожном покрытии для прокладки кабелей в металлорукаве или трубах ПНД.
  3. Выравнивание стоек с помощью установочных брусьев.
  4. Заливка бетоном котлована с основной стойкой, виброуплотнение, проверка на вертикальность, выравнивание. Бетон должен быть марки не ниже Б300.
  5. Аналогично основной выполняют заливку и выравнивание приемной стойки, в т.ч. с опущенной балкой.

Обзор шлагбаумов производства ООО «ПроминвестГРУПП»

ООО «ПроминвестГРУПП» – российский производитель противотаранного и блокирующего оборудования для защиты объектов от террористических атак с применением автомобильного транспорта. Вся продукция имеет запатентованную конструкцию, надежное антикоррозийное покрытие. Диапазон рабочих температур: -50…+60 °C.  

Среди предлагаемых противотаранных шлагбаумов можно выделить следующие модели:

  • ВПШ-L. Шлагбаум выдвижного типа, позволяющий перекрывать проезд шириной до 6 м. При установке промежуточной стойки ширина перекрываемого проезда составляет 14 м, а потому можно использовать одну конструкцию на КПП с подъездными путями с двухсторонним движением. Максимально удерживаемая энергия удара – 1930 кДж, что соответствует столкновению с балкой грузовика полной массой 20 т, идущего на таран на скорости 53 км/ч. Балка перемещается со скоростью 33 м/мин. Комплектуются электромеханическим приводов с возможностью ручного управления. Мощность привода – 0,75-1,1 кВт.
  • ШАП-L. Противотаранный шлагбаум с вертикальным подъемом балки. Максимально удерживаемая энергия удара составляет 1930 кДж. Комплектуется электромеханических приводом, программируемым контроллером, электроподогревом. Модель характеризуется высокой пропускной способностью – до 90 циклов в час. Стрела поднимается на угол 90 градусов, обеспечивая беспрепятственный проезд высокого транспорта с грузом, спецтехники. Балка поднимается и опускается достаточно быстро – всего за 7-8 сек.
  • ПТША-L. Противотаранный шлагбаум с горизонтальным перемещением балки. Длина балки в зависимости от исполнения составляет 4,6-8,6 м. В опущенном положении балка играет роль «лежачего полицейского», что заставляет владельцев автотранспорта при подъезде к КПП и проезде на территорию снижать скорость движения.
  • Комплекс «Захват». Комбинированное противотаранное оборудование, состоящее из шлагбаума ШАП-L и противотаранной установки ПДЗУ-L-3 или ПДЗУ-L-2. Максимальная удерживаемая энергия удара – до 2468 кДж, что позволяет останавливать не только грузовики, но и колесную военную технику. Ширина перекрываемого проезда: 4-6 м.

Заключение

Шлагбаумы, как средства контроля и управления доступом, являются простым и надежным оборудованием для ограничения проезда на объект мототехники, легковых и грузовых автомобилей. При этом противотаранные устройства также обеспечивают защиту объекта от террористических атак, поскольку способны останавливать грузовики при таране на скорости до 53 км/ч. За счет разрушения кабины, моторного отсека, подвески (и переднего моста в случае использования противотаранного комплекса «Захват») дальнейшее движение ТС за шлагбаумом становится невозможным.

Назад